Инклюзивное образование в ДОУ
В России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.
"Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive - означает "включенность», с франц. языка inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю, общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях.
Инклюзия (включение) - процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого; это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.
Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Инклюзия - формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
ФГОС определяет организацию инклюзивного образования в ДОУ
Выход ФГОС дошкольного образования изменил концепцию педагогического процесса. Ребёнок становится субъектом образования наравне с педагогом, что предполагает построение образовательного процесса с учётом интересов ребёнка.
Государственный стандарт ставит перед педагогами задачи:
• обеспечить равный доступ к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;
• сформировать условия для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;
• построить содержательно разнообразную программу, которая соответствует образовательным потребностям детей;
• поддерживать семью ребёнка и помогать советом в вопросах обучения и воспитания детей.
Внедрение инклюзивной практики в дошкольное образовательное учреждение с учетом ФГОС:
- Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Одним из важнейших направлений деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья – создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Реализуемый в нашем детском саду подход к совместному обучению детей строится на принципах междисциплинарности, уважения к личности ребенка и понимания основных этапов его развития, участия родителей в воспитательном и образовательном процессах.
Основных составляющих механизма внедрения инклюзии в нашем учреждении несколько.
Во-первых, обеспечение детей услугами специалистов (силами учреждения, комиссии психолого-медико-педагогического консилиума), поиск оптимальных форм междисциплинарной работы над индивидуальными маршрутами при участии воспитателей групп;
во-вторых, организация семинаров и практикумов для воспитателей, посвященных основам возрастной психологии, формам работы с детьми, имеющими особенности в развитии, основам игровой терапии;
в-третьих, внедрение форм взаимодействия специалистов с семьей и интеграции семей (родительские собрания, консультации специалистов, проведение праздников и т. д.).
Образовательный процесс в группах, реализующих инклюзивную практику мы выстроили следующим образом:
1.Мониторинг индивидуальных особенностей развития ребенка с ОВЗ.
2.Организация совместной жизнедеятельности детей в группе инклюзивного образования.
3.Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия специалистов.
4.Совместная деятельность воспитателя и специалистов в организации образовательного процесса в группах, реализующих инклюзивную практику.
Особое место в организации работе групп, в которых реализуется инклюзивная практика, отводится педагогу-психологу. Ведь педагог-психолог вместе с воспитателем помогает детям с ОВЗ социализироваться и адаптироваться к режимным моментам, способствует формированию у детей с ограниченными возможностями здоровья навыков общения, налаживанию адекватного взаимодействия детей как со сверстниками, так и со взрослыми.
Необходимо отметить, что при планировании коррекционных занятий специалисты учитывают содержание общеобразовательной программы данной возрастной группы и строят коррекционные развивающие занятия так, чтобы темы занятий перекликались и дополняли друг друга.
Одним из главных направлений в рамках инклюзии является работа в родителями (профилактические и просветительские мероприятия).
Проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с педагогом с целью устранения пробелов общего развития ребёнка, направленная подготовка к усвоению учебного материала; педагогом - психологом по коррекции психических функций, учителем – логопедом по устранению речевых нарушений.
Цель образовательного процесса работы с детьми с проблемами в развитии является не только социализация и адаптация детей в обществе, но и развитие познавательных и речевых способностей детей. Ведь развитие таких психических процессов, как восприятие, внимание, речь, память, мышление, позволяет ребенку познавать самого себя и окружающий мир, чувствовать себя уверенным среди других людей и уметь ориентироваться в той или иной ситуации.
Нормативно-правовые документы
• Конституция РФ от 12.12.1993г (с изменениями и дополнениями);
• Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15 15.09.1990 г.);
-
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р
-
Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-03052012-n-46-fz-o/
-
Федеральный закон об Образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 N 273- ФЗ (ред.от 23.07.2013) http://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/
-
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"(ред. от 30.10.2017) http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-24111995-n-181-fz-o/
-
Письмо заместителя минстра Минобрнауки России от 7 июня 2013 года № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
-
Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования"http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-30082013-n-1014/
-
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067)
Информация для родителей
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.
Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество. Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если родители постоянно подменяют действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Особенности ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития. Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.
10 общих правил
Этикета при общении с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
1. Общаясь с ребенком-инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, родителю.
2. Естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом.
3. При встрече с человеком с ослабленным зрением обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.
4. Предлагая помощь, подождите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.
6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или повиснуть на ее обладателе.
7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
8. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко.
9. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом...?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Рекомендации педагога-психолога родителям,
имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья:
• Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.
• Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.
• Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.
• Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.
• Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию
• Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.
• Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.
• Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.
• Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.
• Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.
• Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка – инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений. v Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.
• Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.
Детей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями с каждым годом становится больше, следовательно, вопрос внедрения инклюзивного образования становится как-никак кстати.
Развитие дошкольного образования в направлении гуманизации требует системных изменений, которые реализуются благодаря воплощению инклюзивных ценностей. Важно, чтобы изменения и обновления в детских садах не заканчивались на внешнем «улучшении», а учитывали следующие аспекты:
- -общая психологическая атмосфера заведения;
- -система взаимоотношений между педагогами, детьми и родителями;
- -внимание к каждому ребенку;
- -возможность участия общества в развитии заведения и тому подобное.
Как организована инклюзия в детских садах:
Если родители здоровых детей воспринимают детские сады, как место, где их ребенок может поиграть и пообщаться со своими сверстниками, то для родителей «особенных» детей ДОУ с инклюзией может стать местом, где их чадо будет социально адаптироваться и интеллектуально развиваться.
Инклюзивное образование в ДОУ – инновационная система образования, позволяющая детям с ограниченными возможностями развиваться в условиях полноценного общества. Данная система образования подразумевает равноправное восприятие всех детей и внедрение индивидуального подхода к обучению, учитывая особенности каждого ребенка. Дети в результате становятся полноценными частями общества.
Три условия инклюзивного образования в ДОУ:
- Доступ — дети имеют доступ ко всем возможностям обучения, мероприятиям и опыту.
- Участие — дети осмысленно включены в повседневную жизнь.
- Поддержка — инфраструктура и программная поддержка используются для привлечения к работе семей, учителей и персонала.
Задачи инклюзивного образования в ДОУ
- -попечительства организационной культурой заведения;
- -реализация инклюзивного образовательной политики на уровне учреждения (внутренние нормативные документы);
- -обогащение инклюзивными подходами существующей практики организации образовательного процесса.
Инклюзивные ценности в системе образования
Инклюзивные ценности — это социально одобряемые представления и подходы, обеспечивающие следующие цели инклюзии:
- возможность успешного обучения и развития всех детей по месту жительства;
- поддержку различий между детьми и взрослыми как образовательный ресурс;
- помощь каждому чувствовать себя частью целого;
- содействие развитию творческой инициативы детей, родителей, педагогов;
- сопоставления украинского образования с мировыми реалиями образования.
Такой подход требует изменения ряда приоритетов в работе на основе ценностей, среди которых:
- -структурные ценности — равенство всех участников образовательного процесса, обеспечение прав каждого, опора на общество, обеспечение устойчивого развития;
- -ценности, связанные с взаимоотношениями — уважение к разнообразию, отсутствие насилия, доверие, сочувствие, честность, мужество;
- -моральные качества — доминирование радости в заведении, любовь и уважение друг к другу, надежда и оптимизм, искренность в отношениях, красота в окружающей среде.
Насколько дети-инвалиды после инклюзивного ДОУ адаптированы к жизни:
- -Воспитанники с инвалидностью, которые «включены» в общеобразовательные учреждения, чаще проявляют позитивное социальное и эмоциональное поведение, чем их сверстники в ограниченных условиях.
- -Воспитанники, обучающиеся по программам включения в ранние годы, скорее всего, продемонстрируют более активное социальное взаимодействие со всеми сверстниками, меньшее чувство стигматизации и внушительные успехи в учебе.
- -Более высокие ожидания в конечном итоге приводят детей-инвалидов к достижению большего, завоеванию уверенности и независимости и развитию более сильного чувства собственного достоинства.
Как обычно-развивающиеся дети выигрывают от инклюзии в ДОУ:
- Типичные сверстники развивают уверенность в себе и лидерские навыки, поскольку они становятся объектом подражания для своих сверстников с ограниченными возможностями. Они также демонстрируют:
- -более позитивное отношение к сверстникам;
- -повышение социальных навыков (например, инициирование взаимодействия, переговоры);
- -чувство справедливости, сострадания и толерантности;
- -моделирование как про социального, так и академического поведения для сверстников с ограниченными возможностями.